Экспедиция 'От Чемала до Белухи в седле' глазами участника. Света

С чего обычно начинается приезд на туркемпинг Иткая? Конечно же с того, что Вы переправляетесь на моторной лодке на красивейший остров.

...Они рады всем и всегда. Будете на базе - передавайте привет ;).

В первый день 9го июня мы приехали на остров в районе 15:00, из туристов уже были Витя и Лена. Витя - системный администратор из Новосибирска. Лена - окончила на кануне экспедиции колледж по какой-то сельскохозяйственной специальности, точно не знаю. Оба уже не раз были в конных походах. Мы в этот день, как водится, кормились мясом косули (косуль местные называют козлами), фотографировали окрестности, мылись в бане и сидели у костра.

На следующий день приехали оставшиеся туристы : Ольга, Татьяна и Виктор Алексеевич. Ольга - дизайнер из Нижнего Тагила, тёплый, аккуратный в общении человечек, занимается дизайном сайта itkaja.ru. Татьяна - аудитор из Ростова, очень разносторонний человек, чем только не занимается :). С горным туризмом на "ты". Виктор Алексеевич - забавный дяденька. Вообще бывший военный, но судя по рассказам успел побывать в жизни разных ролях. Человек то пугающий своей развязностью, то удивляющий порой проявляющейся откровенностью за которой видна мудрость.

В остальном в этот день делали то же, что и в предыдущий - фотографировали разные цветочки, птичек и барашков, кушали, и морально готовились к завтрашнему началу экспедиции.

s_1.jpg s_2.jpg  s_3.jpg
Барашки Там рядом с протокой,
которой опоясан остров,
прям в склоне было их гнездо.
А на дереве рядом - посиделки
Вот такой вот он - остров

Вечером была водочка, анекдоты, тосты и даже салют. За салют отдельное спасибо Алексеевичу, да и за компанейское настроение тоже. Вечером Макса немного поучили ездить на коне, я не видела, но по его настроению поняла, что всё будет хорошо. Вообще я накануне экспедиции очень боялась именно того, как отреагируют Лариса и Валера (руководители базы) на то, что мы по сути совсем новички, особенно Макс. А отреагировали замечательно, с пониманием и помощью, не чувствовалось ни отношения как к "чайникам", ни высокомерия. Вообще люди на базе просто замечательные - простые, приятные люди, у которых всегда можно спросить совета и поговорить за жизнь.

Ещё вечером мы слушали рассказ про то, как приезжал на базу Михаил Задорнов, как записывал что-то когда шёл инструктаж, смеялись над "куда чембур? чембур на шею" и вполне умиротворённые ушли спать.

На следующий день сутра разложили вещи и продукты по арчемакам, сделали пробный коротенький выезд на лошадях, привезали арчемаки и тронулись в путь. Экспедиция началась.

День первый (Берткинский перевал, Ороктойский мост)

А перый день был сразу же непростой. Хотя потом были дни значительно сложнее, просто сразу же в первый день по знакомой дороге мы прошли 60! км, шли семь часов и достигли Ороктойского моста, который, как предполагалось, достигнем только на второй день.

Вначале мы преодолели уже знакомый мне Берткинский перевал. По сравнению с тем как месяц назад мы проходили его в дождь со снегом и в плащах ОЗК как инопланетяне - по солнечной погоде он не казался таким грозным, хотя скалистые подъёмы тут довольно крутые, а вниз лошадей и вовсе ведут в поводу, - зато вид на Катунь с перевала просто сказочный.

s_4.jpg s_5.jpg s_6.jpg
Вид с Берткинского перевала Тропа вдоль Катуни -
я в кепочке посерёдке
Просто красиво

Затем дорога шла почти по степи, вокруг позвышались невысокие сопки, слева на другом берегу Катуни проходил Чемальский тракт.

Ещё одним трудным моментом первого дня было, когда тропа ушла под воду и пришлось обходить, - после этого путь шёл по довольно густым зарослям высокого кустарника, через которые буквально продирались. Теперь я надолго не люблю акацию :).

Ещё одним моментом дня было то, что через час похода Вовка вспомнил что забыли котелки, ну слава богу, что вспомнил, и вечером было из чего кушать и пить чай.

День второй (Куюсинский водопад, Безымянный ручей)

Посмотришь на людей на утро второго дня - лица ещё не обветренные, выспавшиеся, Алексеич ещё не похудел, солнце, хорошее настроение, - можно дальше в путь.
Перешли через мост и дорога пошла снова вдоль Катуни, часто пересекаясь с Чуйским трактом.
Этот день начался для меня с одно экстремального момента. Мой коняшка Шаман (самый замечательный на свете :) ) оступился, и я свалилась с него. Сразу позади меня ехали Макс, Витя и Алексеич. И как я поняла сразу как поднялась по их лицам - их я напугала куда больше, чем успела испугаться сама. Шаман накануне немножко царапнул переднюю левую ногу и потянулся к ней почесать, да видать запутался в ногах и на абсолютно ровном месте в степи стал заваливаться направо, я проехала на нём елё держась на правом его боку почти под пузом (этот момент и смотрелся со стороны страшновато), но как только левую ногу освободила от стремян - так спокойно оторвалась и клубком откатившись встала на ноги не попав под самого упавшего на бок Шаманьку. После этого подъехали издалека Лариса и Валера, которые самого падения не видели, поглядели, что у Шаманьки всё нормально и мы поехали дальше. Вообще я рада была тому, что я упала - я поняла, что надо делать и что это совсем не страшно.

В остальном день был простой, тропа часто прижималась к скалам, мы прошли мост, с которого открывался вид на Куюсинский водопад и остановились на берегу Катуни.

s_7.jpg s_8.jpg  s_9.jpg
Катунский пейзажик,
каких в этот день было столько,
что уже "глаз замылился"
Мы в этот день в некоторых местах
и прям по Чуйскому шли, хорошо,
что машины - редкость в этой
части Чуйского
Мост с водопадом

Рядом протекал ручей, который мы нарекли Безымянным, так как другого его названия не знали. Вода в нём настолько прозрачная, что на фотографиях даже не видно как она течёт. Ручей в некоторых местах образует небольшие водопадики. Под одним из них мы умудрились вполне полноценно искупаться.

А другой тройной водопадик Ольга попозже отправилась рисовать. Приятно, когда у человека и в таком экспедиционном маршруте находится место для творчества.

А мы с Таней отправились фотографировать. Таня делала панорамную съёмку, а я фотала как Таня её делает :).

Сварили уху, поужинали и второй день закончился.

s_10.jpg s_11.jpg  s_12.jpg
Вот по такой симпатичной
долине мы топали
Оля рисует Здорово они встали.
А еслиб один был чёрненький?
Было бы "инь и янь" :)

День третий (Долина Валунов, подвесной мост через Катунь, Урсул)

Это был длинный и насыщенный день. Мы вышли от Безымянного ручья и двинулись дальше вдоль Катуни. Интрига этого участка пути заключалась в том, сможем ли мы где-нибудь перейти Катунь. От этого зависел путь наших последующих дней. А пока мы двигались вдоль Катуни.

Дорога, которую во времена сталинских репрессий прокладывали в горах зэки. Долина валунов оставленная сошедшим ледником. Небольшая передышка для того чтоб напоить коней и снова в путь.

s_13.jpg s_14.jpg  s_15.jpg
А это я в полотенчике -
плечи подгорели малость
Прижим Катунь в лучах утреннего солнца
s_16.jpg s_17.jpg  s_18.jpg
Тропа наверх Лариса с Кулоном пили
последние и попозировали
мне немного
А тут уже попозировали
намеренно -
больно выступ хороший

Мы из далека увидели подвесной мост.

И я, глядя на него издали, не очень-то поверила, что мы сможем его с конями перейти. Вспоминая один подвесной мост, который я переходила в районе "Царской охоты" - он под человеком-то ходуном ходил, а коня вообще по нему было не провести. Но этот мост на наше счастье оказался довольно устойчивым и широким. Правда половина досок гнилая, везде заплатки, щели, но мы его прошли.

Кони смиренно шли за хозяевами в поводу внимательно вглядываясь куда наступать. И это на высоте 25 метров! Хотя я помню, что Шаманька пытался поскорее оттуда сбежать и поэтому то и дело упирался мне носом в плечо сзади.

Недалеко от моста было впадение Каянчи в Катунь, а немного поодаль в Катунь впадал Урсул. Туда мы и держали путь.

s_19.jpg s_20.jpg s_21.jpg
Подвесной мост через Катунь Впадение Урсула в Катунь -
граница вод при слиянии
видите, какая интересная
Лёша рыбачит

Путь был на адреналине. Сначала метров 300 каменной сыпухи. Во уж дело весёлое - это когла склон уклоном 45 градусов из одних камней. Мы уже заехали на него когда у Валериного Карагужа поехали задние ноги и он закарабкался, скатываясь по камням. Валера крикнул "спешиваемся", но было уже поздно, уже заехали. Прошли её без приключений, но с замиранием сердца каждый раз, когда у впереди стоящей лошади из под копыт сыпятся вниз камни.

Далее двинулись вдоль Урсула. Тропа проходила очень высоко над лесным ущельем в котором и тёк Урсул - бурный и синий. Даже граница вод при его впадении в Катунь выглядет очень необычно.

Нашли выположенное место, где можно подойти к берегу и сделали стоянку. Наверное это была самая красивая стоянка за всю экспедицию. Шум реки, казалось, даже мешал разговаривать, кедры, свежесть.

Лёша, Вовка и Алексеич пытались ловить рыбу, но больше чем один хариус так и не поймали.
А мы опять капитально помылись. Мыться в горной речке, надо сказать, занятие довольно экстремальное. Камни скользкие, вода такая холодная, что ноги ломит, но зато такой свежести после длительного перехода больше нигде не получишь. Да и до днёвки было ещё как до луны пешком (хотя потом оказалось, что даже ещё дальше :) ).

Я помыла голову, стояла вниз головой сушила, а когда распрямилась Макс меня сфотал - получился "домовёнок Кузя" :).

Да, ещё в этот день у меня где-то с верёвочек сорвало солнцезащитные очки, дальше путь я продолжала без них. Жалко конечно, зато лицо загорело равномернее.

s_22.jpg s_23.jpg  s_24.jpg
"Домовёнок Кузя" -
это я после сушки головы
над костром
Кони на водопое,
и встали-то здорово -
цвета вперемежку
Маленькая передышка
на подъёме - Шаманька сразу
кушать

День четвёртый (брод через Урсул, вершина перевала Чике-Таман)

День начался с того что Алексеич ушёл рыбачить, подскользнулся и свалился в воду, благо, что смог выбраться, пришёл в лагерь весь мокрый и сушился.

Да и путь наш начался не менее экстремально, по крайней мере для меня-то точно :), и начинать день с экстрима стало для меня уже чуть ли не привычкой :). Мы искали брод через Урсул. Урсул - речка мягко сказать бурная, синяя и немелкая. Мы нашли место, где она немного раздваивается и вроде бы идёт помельче и стали переходить.

Лариса сказала, чтоб держали коней по диагонали немного против течения. Нам с Шаманом это не помогло. Он вообще у меня к воде плохо относится, как я узнала позже, а тут я иду и чувствую, что очень сильно нас сносит по течению во время движения, ну думаю, ничего, дойдём. И посреди брода Шаман оступился и провалился в ямку, поджал ножки и поплыл, чёрт этакий. Я сижу на нём выше колен в воде, чембуром по заду ему, чтоб он хоть что-нть начал делать. Как потом рассказывала Лариса: "Оглядываюсь, а от Шамана одни ушки торчат", ну в общем нас немного снесло и он всё-таки встал на камни и вышел пониже по течению. Всё прошло хорошо за исключением очень мокрых ног и немного подмокших арчемаком, зато поплавали, блин :). Да и мокрые ноги в такую жару - это оказывается не так уж плохо ;).

Сегодня мы весь день поднимались. Поднимались круто и в прямом и в переносном смысле. Путь шёл по кедрачу. Сначала деревьев было немного, зато очень много цветов и сочной травы, а потом начался очень крутой подъём через кедрач. Земля сползала под копытами, кони тяжело дышали, а мы всё поднимались и поднимались, а конца видно никак не было. Хотя как видно на фотках лица у нас всё равно довольно весёлые.

s_25.jpg s_26.jpg  s_27.jpg
Вот, а тут уже не такие весёлые -
тут мы уже высоко,
по растительности видно -
дебри и травка жухлая
Уф, выбрались, а вокруг
всё зелёное, высокое, большое
Макс с жирафой на фоне
нужного мне пейзажа

В итоге мы поднялись на какую-то "верхушечку", свернули не в тот лог, в который нам было надо, но пришли всё равно туда, куда и собирались. Так бывает, что ж тут поделаешь :). Как написал в своих записках позже Алексеич: Мы же не какие-то там туристы, а "ЭКСПЕДИЦИЯ"!, а значит точной дороги нам знать не обязательно :).

Остановились на небольшом выположенном "языке", за которым был обрыв и с которого открывался грандиозный вид на зелёные горы. С этим видом и со мной связана одна история "про жирафа". Объясню сразу, жираф - это то, как я обозвала Танин штатив. Дело в том, что я очень хотела сфотаться, стоя на этом обрыве на фоне гор. Пошла я подремать в палатку, вылазию сонная, гляжу, а Макс стоит у обрыва со штативом, но фотает совсем другую сторону. В общем я 10 минут пыталась объяснить ему, что я хочу, чтоб он меня сфотал и что именно в другую сторону. Не знаю какими словами я ему это объясняла :) - спросоня мозги плохо работают, но народ стал просыпаться, высовываться из палаток и хихикать. (Ну бываю я вредной - куда ж деваться) Как потом говорила Лариса: "слышу, Света разбуянилась". И когда Макс наконец почти встал так как мне надо было, а штатив оставил на предыдущем месте я сказала свою последнюю коронную фразу "и убери наконец эту жирафу", после чего народ закатился хохотом.

Фотка правда в итоге таки получилась, но физиономия у меня недовольная :), а "жирафу" потом вспоминали весь поход и наверное будут вспоминать и после.

След. >
  • Russian
  • English

Алтай:

email: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

тел.: 8 (906) 9623004

Урал:

email:  Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script